Нет диплома — нет приёма

Хотя мало кто может поспорить с утверждение «Ученье свет, а неученье – тьма», сегодня все чаще заходит речь о том, что высшее образование незаслуженно возводится в культ. При этом наличие заветных «корочек» далеко не всегда становится залогом успешной карьеры, и порой лучше сразу с головой окунуться в профессию, чем пять лет сохнуть в стенах alma mater. Так ли это на самом деле? Разбираемся вместе с экспертами, преподавателями Ассоциации Репетиторов. Если в царской России интеллигенция находилась в особом положении, а умение читать по слогам нередко обеспечивало простолюдину непререкаемый авторитет, то после Революции 1917 года образование начало позиционироваться уже как вопрос жизненной необходимости. Взяв курс на тотальный ликбез, большевики не только учили народ грамоте, но и разными способами внушали ему, что не знать, как пишется «жи» и «ши», — стыд и позор.

Позже, с расцветом советской идеологии, кино, музыка и литература вдохновенно поэтизировали студенческую жизнь, а родители настойчиво твердили детям, что годы, проведенные в университете, — самые счастливые. В целом, это было правдой: студенты действительно имели несколько больше свободы, чем рабочий люд.

Нет диплома — нет приёма

Источник фото

После распада Советского Союза приоритеты вновь изменились: высшее образование все так же играло важную роль, однако в массовом сознании один только факт учебы в университете или институте постепенно стал едва ли не более важен, чем полученные в процессе знания, а в переходах метро начали появляться загадочные личности, предлагающие прохожим дипломы на любой вкус. Произошел так называемый сдвиг мотива на цель, и причиной тому послужили несколько факторов:

  • Во-первых, сегодня получить высшее образование легче, чем 30-40 лет назад. Не то что бы требования приемных комиссий стали менее жесткими: просто количество вузов и, соответственно, мест в них с тех пор выросло в несколько раз;
  • Во-вторых, благодаря бурному развитию сферы услуг, университеты стали не только храмами науки, но и организациями, оказывающими образовательные услуги, а для того, чтобы воспользоваться той или иной услугой, не нужно руководствоваться возвышенными идеалами;
  • В-третьих, в XXI век человечество вошло с осознанием того, что будущее – за технологиями. Представить, что создавать новые технологии можно, не имея высшего образования, непросто. Хотя, например, тот же Стив Джобс был не самым прилежным студентом, но это ничуть не помешало ему стать культовой фигурой в сфере компьютерных инноваций;
  • В-четвертых, после того, как открылись границы, жители России начали в большей степени ориентироваться на западный опыт, который якобы свидетельствует о том, что высшее образование является гарантией безбедной жизни;
  • В-пятых, на волне процесса «утечки мозгов» высшее образование открыло еще один относительно надежный путь эмиграции для тех, кто по каким-то причинам не хотел жить и работать на родине;
  • Наконец, работодатели, повинуясь заданной парадигме, стали первым делом требовать от кандидатов на должность диплом, часто отказываясь принимать во внимание тот факт, что бумага с печатью вовсе не гарантирует высокого профессионализма.

Роль школы

Благодаря всему вышеперечисленному, в наши дни высшее образование является своего рода сверхценной идеей. Первоклассников заранее готовят к тому, что через 10-11 лет им предстоит сдавать ЕГЭ, от результатов которого напрямую зависит, смогут они прожить сытую, благополучную, счастливую жизнь или нет.

Школа, в свою очередь, становится как бы промежуточной, вспомогательной ступенью между босоногим детством и университетом. Пожалуй, вуз действительно оказывает решающее влияние на профессиональную самоидентификацию человека. Но значит ли это, что главной целью учебы в школе должно быть поступление в университет – большой вопрос.

«Я бы ответил на него с точки зрения государства и с точки зрения ученика, — говорит Владимир Валерьевич, преподаватель математики и физики, выпускник Национального исследовательского ядерного института «МИФИ». — С точки зрения государства, цель школы – дать минимальное количество навыков и знаний, которые пригодятся человеку в работе и в дальнейшей жизни. При этом, насколько мне известно, в России существует острая нехватка представителей рабочих специальностей. Пойдут ли выпускники вузов работать на производство – неизвестно. Если бы существовал механизм, который бы отправлял выпускников вузов отрабатывать полученное высшее образование, то оно точно являлось бы большим благом для государства. А вот с точки зрения учеников могу сказать, что поступать в университет нужно обязательно. Другие возможности выбиться в люди (по крайней мере, в крупных городах) весьма ограничены. Большинство денежных вакансий требуют высшего образования, а зачастую и наличия кандидатской диссертации».

Вместе с тем, стоит помнить, что школа должна не только научить ребенка сдавать тесты, писать сочинения и решать уравнения. В ее задачи также входит привить детям, как бы пафосно это ни звучало, представления о морали и нравственности, научить их выстраивать отношения с другими людьми, развить в них жажду знаний. Все эти навыки очень пригодятся во взрослой жизни, но усвоить их крайне сложно, когда учителя заинтересованы в первую очередь в том, чтобы как можно больше выпускников получили студенческие билеты.

Я бы в слесари пошел – пусть меня научат

Еще один корень проблемы кроется в том, что в современной России невысокий статус имеют профессионально-технические училища. В Советском Союзе работа строителя, повара или механика если и не была окружена романтическим флером, то уж точно не клеймилась позором. Теперь же слово «ПТУ» часто имеет негативную коннотацию, а юному двоечнику родители говорят, что, если он не возьмется за ум, то пойдет учиться красить заборы. Можно подумать, красить заборы – плохо. У друзей Тома Сойера на этот счет точно нашлись бы возражения.

Нет диплома — нет приёма

Источник фото

Быть студентом училища сегодня не престижно – как, впрочем, и заниматься физическим трудом во всем его многообразии. Во всяком случае, в столичном регионе ситуация обстоит именно так. Встречи выпускников оборачиваются ярмаркой тщеславия, а когда все вокруг хвастаются дипломами МГИМО или МГУ, сложно записать на счет своих достижений учебу в колледже кондитерских производств.

«Предубеждение против людей без высшего образования существует в крупных городах, где у человека есть все возможности его получить, — соглашается Александр Владимирович, преподаватель математики, физики и химии, выпускник химического факультета МГУ им. Ломоносова. — К тому же потребность в высококвалифицированных работниках также существует в основном в крупных городах. В провинции и в сельской местности люди с высшим образованием практически не нужны, поэтому там никаких предубеждений нет. Там и доучиваться в школе необязательно: большего успеха можно добиться, окончив 9 классов, получив среднее специальное образование и сразу вступив в должность. К тому моменту, когда выпускник вуза придет устраиваться на не слишком квалифицированную работу, у его одноклассника, окончившего колледж, уже будет несколько лет опыта, и вакансия, скорее всего, достанется человеку без высшего образования».

Карьерные перспективы

Действительно, в крупных городах работодатели обычно требуют от соискателя на должность предоставить диплом об окончании вуза. Особенно если речь идет о высокооплачиваемой позиции: человек без диплома просто не дойдет до собеседования и будет отсеян на этапе поиска потенциальных сотрудников. Но значит ли это, что высшее образование гарантирует успешную карьеру? Вовсе нет: мало получить работу – нужно каждый день доказывать, что ты занимаешь свое место не зря.

«Наличие высшего образования может дать только первоначальный толчок карьерному росту, — говорит Александр Владимирович. — Например, на нефтеперерабатывающем заводе, где работают мои родители, должность главного энергетика занимает человек, который окончил физкультурный колледж. Причем он неплохо справляется со своими задачами руководителя, а в самой энергетике разбирается на уровне студента политехнического вуза. Всю интеллектуальную часть работы делают его заместители — молодые люди, закончившие вуз по специальностям, связанным с энергетикой. Как говорится, «Чем выше у тебя образование, тем больше шансов работать на человека вообще без всякого образования».

Нет диплома — нет приёма

Источник фото

Вспомним к тому же одну из главных претензий к университетскому образованию: бытует мнение, будто преподаватели вузов слишком много времени уделяют теории и почти не дают студентам возможности опробовать полученные знания на практике.

«Задача вуза – дать максимально широкую теоретическую базу. Разумеется, занятия должны вестись людьми, которые имеют опыт работы в преподаваемых областях, — говорит Владимир Валерьевич. — Как можно представить себе, например, врача, который занимался только практикой – например, делал уколы, но не получил теоретических знаний? Или программиста, который не прослушал курс лекций по высшей математике? Разумеется, их потенциал как специалистов ограничен. Другой вопрос, что теория без практики быстро забывается. С моей точки зрения, эффективно было бы отправлять студентов уже на 1 курсе на практику, договариваться с фирмами о поставках специалистов».

Университет – не цель, а средство

Вместе с тем, нельзя не отметить, что огромное количество людей работают не по специальности: редакторами газет становятся выпускники технических вузов, а глава строительной компании вполне может иметь диплом филологического факультета. Значит ли это, что они потратили впустую пять или шесть лет своей жизни? Не совсем. Высшее образование дает не только знания, но и ряд важных навыков и преимуществ:

  • Прежде всего, оно укрепляет привычку учиться, полезную как для профессионального процветания, так и для личностного развития. Те, кто считает, будто после выхода на работу им больше никогда не придется прибегать к помощи справочников и словарей, глубоко заблуждаются: напротив, карьерный рост напрямую зависит от способности человека следить за изменениями в отрасли и постоянно повышать свою квалификацию, в том числе за счет теоретических знаний;
  • Если в школьников учителя нередко почти насильно впихивают информацию, потому что аттестат должны получить все, то в университете ответственность за продуктивность обучения ложится на плечи как преподавателей, так и студентов. Таким образом, высшее образование позволяет почувствовать, что успех зависит не только от благоприятного стечения обстоятельств, но и от величины твоего личного вклада в свое будущее;
  • Одна из главных задач преподавателей вуза – развить в подопечных навык мыслить системно, искать и находить связь между событиями и явлениями, корректно обобщать или, наоборот, вычленять частное из общего. В результате выпускник университета, как правило, имеет более развитое аналитическое мышление и лучше умеет аргументированно отстаивать свою позицию в споре;
  • Именно в вузе человек обычно обретает связи, которые впоследствии помогают ему устроиться на работу;
  • Студенческая жизнь – действительно счастливое, полное открытий и озарений время, которое спустя годы вспоминается с теплотой и нежностью. Так почему бы не подарить себе пять лет счастья?

Главные учителя

Впрочем, есть один важный нюанс. Если спросить у абитуриента и его родителей, с какой целью они готовятся к поступлению в вуз, их ответ вряд ли будет вмещать перечисленные выше преимущества учебы в университете и с большой долей вероятности прозвучит неопределенно: «Без высшего образования сегодня – никуда», или «Теперь без диплома нормальной работы не найдешь», или «Ну а как иначе-то?».

Нет диплома — нет приёма

Источник фото

Будучи заложником разработанной старшими поколениями формулы «школа – университет – взрослая жизнь», современный абитуриент редко утруждается поразмыслить, зачем конкретно ему нужен университет и почему он не может начать взрослую жизнь сразу после школы. Предположим, некоторые действительно четко видят себя в профессии, преуспеть в которой без «вышки» – невозможно. Но как быть тем, у кого нет осознанной потребности в университетском образовании? Должны ли они все равно сжать зубы и сдавать вступительные экзамены в вуз вместо того, чтобы отучиться в колледже и оперативно вступить на желаемую должность?

Очевидно к тому же, что 16-17-летний подросток редко способен оценить свои карьерные перспективы. Культ высшего образования – во многом заслуга родителей, которые фанатично и слепо желают своим чадам лучшего. Зачастую ребенку легче согласиться отучиться в сомнительном вузе на экономиста (или в престижном – на юриста), чем вступить в противостояние с мамой и папой и отстоять свое желание стать стилистом-парикмахером.

Разумеется, пройдут десятилетия, прежде чем общество поймет истинную ценность высшего образования, работодатели научатся видеть потенциал в не имеющем диплома вуза соискателе, а учеба в колледже перестанет считаться недостаточно престижной. Вместе с тем, родители будущих абитуриентов уже сейчас могут сделать важный шаг в сторону преодоления культа высшего образования, начав прислушиваться к желаниям и планам своих детей.

Источник заглавной картинки

Мудрая сова 10 июня 2016