Папа у Васи силен в математике

Большинство родителей твердо уверены, что их святой долг – научить свое чадо читать, считать, знать хотя бы несколько слов на английском языке и отличать Третьяковскую галерею от Музея имени Тимирязева. Вместе с тем, не менее широко распространено убеждение, будто с того момента, как ребенок идет в первый класс, ответственность за его образование полностью ложится на плечи учителей, и маме с папой нужно снова активно включаться в процесс только лет через десять, когда наступит пора подыскивать репетиторов для поступления в вуз. Но так ли это на самом деле? Разбираемся вместе с экспертом, преподавателем Ассоциации Репетиторов Евгением Олеговичем.

Сегодня школьники проводят на занятиях по 6-8 часов ежедневно, возвращаются домой к обеду – и почти сразу снова садятся за уроки. В таких обстоятельствах кажется, что мама и папа только усложнят ребенку жизнь, по собственной инициативе записав его в библиотеку или в клуб юных физиков. Однако стоит четко понимать, что, если ребенок много учится, это далеко не всегда означает, что он хорошо успевает. И наоборот: если ребенок плохо успевает, то далеко не всегда потому, что ленится или капризничает. При этом поддержки от родителей он ждет в любом случае.

«Родители — первые и самые важные учителя ребенка, — уверен Евгений Олегович, преподаватель обществознания и истории. — Только родители смогут заложить в свое чадо то, что не заложит больше никто на протяжении всей его жизни. Не нужно забывать, что ребенок — это личность, пусть еще со своими недостатками, плюсами и минусами. Родители должны являться достойным примером для ребенка: не забывайте о том, что ребенок смотрит на вашу жизнь и часто копирует ее, и о том, что сами, поступая неправильно, вы не можете научить ребенка правильному.

Родители должны следить за учебой детей, но при этом есть целый ряд дисциплин, преподавание которых относится к компетенции школы: например, родители не должны обучать своих детей умножению, потому что этим занимается школа. Лучше вместе с детьми использовать математические знания в повседневной жизни, особенно при совершении покупок и т.д. И еще один важный момент. Стремление пораньше накачать детей знаниями приводит к чрезмерному стимулированию, которое, отнюдь не способствуя ускоренному обучению и выявлению талантов, обычно влечет за собой контрпродуктивные последствия, проявляющиеся в отсутствии внимания, неспособности сосредоточиться, гиперактивности. С другой стороны, стремление иметь детей-гениев препятствует пониманию родителями реальных способностей своих детей и их проблем. Зачастую завышенные требования родителей означают слишком высокую планку для конкретного ребенка, что может вызвать снижение мотивации, увеличивающееся сопротивление и даже низкую самооценку, которая будет все больше затруднять процесс обучения».

В распоряжении взрослых родственников, по сути, есть четыре способа внести свою лепту в образование школьника:

  • Привлечение репетиторов и/или поиск дополнительных занятий;
  • Организация досуга;
  • Помощь в подготовке домашних заданий;
  • Поддержание отношений с учителями.

Попробуем разобраться, какой из этих способов – наиболее продуктивный.

Драмкружок, кружок по фото

От знакомых и с экранов телевизоров мы часто слышим фразу: «Пусть ребенок занимается чем угодно, лишь бы по подъездам с наркоманами не прятался». Разумеется, доля правды в этом утверждении есть, но заполнять каждую свободную минуту школьника каким-то делом, чтобы не дать ему ни малейшей возможности свернуть на кривую дорожку, тоже не совсем верно: ко всему нужно подходить с умом.

Папа у Васи силен в математике

Источник фото

С дополнительными занятиями все относительно просто: во-первых, они должны быть ребенку интересны – иначе никакой пользы от них не будет, во-вторых, необходимо соблюдать баланс между подвижной и статичной деятельностью, в-третьих, лучше найти спортивный зал или художественную студию поближе к дому, чтобы не приходилось тратить много времени и сил на дорогу.

С подбором репетиторов дело обстоит несколько сложнее:

  • Прежде всего, нельзя сдвигать мотив на цель: репетитор нужен, когда ребенок отстает от одноклассников по тому или иному предмету, когда ему необходимы более глубокие знания в той или иной области для дальнейшего поступления в вуз, когда он сам испытывает повышенный интерес к той или иной сфере науки. Нанимать репетитора просто для того, чтобы школьник «не расслаблялся» — значит надолго привить ему отвращение к учебе;
  • Важнейшую роль играет не только специализация репетитора, но и его квалификация: учитель общеобразовательного профиля может не обладать глубокими познаниями в области математического анализа, но, как правило, хорошо понимает школьную программу и используемые в ней методики преподавания. Университетский профессор, в свою очередь, значительно лучше представляет, что именно будут требовать от будущего абитуриента на вступительных экзаменах;
  • Мало просто нанять репетитора – важно наблюдать за его работой и, в то же время, не вмешиваться в нее без особой нужды: разным детям нужно разное количество уроков, чтобы добиться очевидного прогресса. Странно требовать от ребенка исправить «двойку» в четверти на следующий же день после первой встречи с новым преподавателем. В то же время, если проходят месяцы, а оценки так и не улучшаются, задуматься о смене репетитора все-таки стоит.
  • Родители – да и сами ученики – часто требуют от преподавателей, чтобы они в первую очередь «натаскивали» учеников на сдачу ЕГЭ или других экзаменов. Такой подход вряд ли можно считать продуктивным.

«Мы все прекрасно понимаем, что ЕГЭ служит в России одновременно выпускным экзаменом в школе и вступительным экзаменом в вуз. ЕГЭ — это тест. И сегодня мы находимся в тех рамках, когда многие преподаватели учат механически “подбирать” ответы на вопросы, а не мыслить и рассуждать, — говорит Евгений Олегович. — Нужно сразу сказать, что я не считаю главной целью преподавания в школе подготовку к ЕГЭ. Если бы эта подготовка была главным делом преподавателя, то учительский труд стал бы неинтересным и даже не нужным.

Мало того, практика показывает, что даже при достаточно интенсивной подготовке учащегося к экзамену и при наличии у него заинтересованности в максимально успешной сдачи ЕГЭ, результат не будет высоким, если у ребенка нет интереса к предмету. Формирование такого интереса – это совершенно другая, отдельная тема. Но, допустим, что существуют учащиеся, интересующиеся предметом, а значит, конечно, неплохо его знающие. Можно ли утверждать, что они непременно успешно сдадут ЕГЭ и поступят по результатам этого экзамена в выбранные вузы? К сожалению, нет! ЕГЭ проводится в форме тестов. Чтобы эти тесты выполнить, нужно владеть определенными навыками. Человек, никогда не решавший тестов в том виде, в каком они предложены в заданиях ЕГЭ, не «набивший руку» на их решении, может получить низкий балл и, как следствие, серьезный жизненный удар. Хорошо, если у них хватит жизненной мудрости его выдержать. Поэтому каждый профессиональный учитель, должен не просто “натаскивать” учеников на сдачу ЕГЭ, а вкладывать в них основную базу знаний».

Папа у Васи силен в математике

Источник фото

Выходные строгого режима

Если острой нужды в том, чтобы нанимать репетитора, пока нет, родители вполне могут взять на себя функцию просветителей и организовать свободное время ребенка так, чтобы он не только играл в компьютерные игры, но и получал новые знания. В этом случае стоит также учитывать несколько важных факторов:

  • Прежде всего нужно трезво оценить нагрузку, которую ребенок и так получает в школе: часто процесс обучения настолько интенсивен и трудоемок, что в свободные часы полезно просто вздремнуть, погулять или, на худой конец, посмотреть сериал, пусть он и не имеет большой культурной ценности;
  • Компьютер – далеко не всегда зло: существует множество игр и программ, которые позволяют больше узнать об устройстве Вселенной, мировой истории, философии и т.д. Интерес ребенка к новым технологиям вполне может определить его будущую профессию, поэтому родителям не стоит категорично вычеркивать компьютер из списка предметов первой необходимости;
  • Годовалый младенец знает, какие мультики ему нравятся, а какие – не очень. Школьник тем более имеет собственные представления о прекрасном, и, приглашая его в музей или предлагая ему новую книгу, необходимо принимать во внимание его вкусы: увлеченный палеонтологией ребенок вряд ли получит большое удовольствие от посещения картинной галереи;
  • Досуг, даже если он имеет под собой просветительскую цель, должен развлекать и отвлекать от повседневных забот. Сводить ребенка в выходной день в планетарий, а потом требовать, чтобы он вызубрил названия всех созвездий и перечислил их без запинки, значит обмануть его ожидания.

Дом как поле боя

Многие родители считают нужным нанимать ребенку репетиторов. Большинство получают удовольствие от совместных походов в музеи и просмотра научно-популярных фильмов. Делать вместе с ребенком домашнее задание не любит никто – ну, или почти никто, – потому что этот, на первый взгляд, простой процесс слишком часто оборачивается скандалом, слезами и испорченным вечером. И виноваты в этом, как правило, сами родители, которые поголовно допускают ряд типичных ошибок:

  • Взрослые быстрее схватывают суть задачи и понимают, как ее решить. Они часто начинают злиться, если видят что ребенок «тормозит» и теряется, но не учитывают, что крики и, тем более, подзатыльники лишь усугубляют ситуацию;
  • Когда ребенок делает домашнее задание в одиночестве, он обычно не следит за тем, как сидит, как держит ручку, как низко наклоняет голову. Родители требуют не только сосредоточиться на параграфе учебника, но и выпрямить спину, не грызть карандаш, убрать волосы с лица и не отдают себе отчета в том, что ворох дополнительных указаний отвлекает ученика, сбивает его с толку;
  • «Пока не допишешь сочинение, из-за стола не встанешь!» — говорят родители, забывая о том, как тяжело им самим часами напряженно работать за компьютером и как важно иметь возможность сделать небольшую передышку, выпить чашку кофе, перекинуться парой слов с коллегами;

 

Папа у Васи силен в математике

Источник фото

  • Немногим родителям удается устоять перед соблазном написать за ребенка реферат или склеить модель солнечной системы для урока окружающего мира, особенно когда сам школьник склонен откладывать дела на последний момент. А ведь куда полезнее получить заслуженную «пару» и уже в раннем возрасте осознать, что ты несешь ответственность за свои поступки, чем утвердиться в мысли, что мама и папа всегда все будут делать за тебя;
  • Школьная программа регулярно обновляется, появляются новые требования, новые формы отчетности. Часто, делая вместе с ребенком домашнее задание, родитель пытается навязать ему способ решения математических задач, который был актуален 20 лет назад – и уже неактуален сегодня;
  • Еще труднее приходится взрослым, которые сами имеют отношение к академической среде: доктору филологических наук способы анализа текста, предлагаемые школьным учителем литературы, часто кажутся смехотворными. Вот только ученый забывает, что учитель работает с детьми, а не с академиками.

«Многие родители помогают своим детям готовить уроки, разъясняют им учебный материал, исправляют работы, — говорит Евгений Олегович. — И все же психологи, педагоги и преподаватели единодушны во мнении, что нельзя одновременно быть родителями и учителями, в том числе и потому, что это чуть ли не ежедневно приводит к возникновению конфликтных ситуаций, а учебный процесс превращается в самую настоящую пытку для родителей и детей. Кроме того, если с малолетства дети привыкают к тому, что кто-то их опекает, они становятся зависимыми и вместо того, чтобы проявлять необходимую настойчивость в учебе, расслабляются, занимают выжидательную позицию, в результате чего у них вырабатывается привычка, что кто-то обязательно должен ими руководить. Роль родителей заключается в контроле за тем, что работа сделана, правильно оформлена, что не осталось невыполненных заданий. Нужно помнить, что домашние задания даются ученикам для самостоятельного выполнения.

Конечно, это отнюдь не означает, что, если ребенок спросит своих родителей о чем-то, чего он не знает или не понимает, они не могут направить его по пути, который поможет ему найти ответ. Но в тех случаях, когда ребята испытывают трудности с учебой, когда им нужны дополнительные занятия или повторное объяснение материала, настоятельно советую прибегнуть к помощи репетитора или педагога-психолога».

Учитель не всегда прав?

В книге Фриды Вигдоровой «Мой класс» главная героиня, молодая учительница Марина Николаевна, сталкивается с тем, что родители нередко относятся к преподавателям своих детей без должного уважения, а порой – откровенно пренебрежительно. Причем сами дети часто становятся тому свидетелями.

Марине Николаевне обидно и неприятно, когда мать одного из школьников обращается с ней как с несмышленой девчонкой, но по-настоящему волнует учительницу не собственное ущемленное эго. Она справедливо недоумевает: разве родитель не понимает, что, подрывая авторитет преподавателя в глазах ребенка, значительно усложняет процесс обучения? Разве будут Катя или Петя с удовольствием ходить в школу и тянуться к знаниям, если мама или папа каждый день говорят: «Эта ваша Марья Ивановна вообще ничего в предмете не смыслит. И за что только ей государство деньги платит?»

«Существует несколько критериев, по которым родители обычно оценивают эффективность учителей, — говорит Евгений Олегович, — Прежде всего, опыт. Количество проработанных лет, безусловно, значимо, но им не должно придаваться гипертрофированное значение. Можно иметь маленький стаж работы, но преподавать эффективно, с энтузиазмом относиться к своему делу и постоянно развивать свой потенциал. А можно работать долго, но «по накатанной стезе», «без огонька», формально. При таком подходе молодые преподаватели заведомо проигрывают, их инициативность, креативность и творческий подъем угасают.

Важным критерием считаю наличие авторской методики преподавания. Но опять же, это вопрос времени (опыта). Эффективно, когда преподаватели примененяют современные методы обучения, используют компьютерные технологии (например, мультимедийные презентации). Но вместе с тем, невозможно заменить живое общение преподавателя и ученика. Увлечение излишней компьютеризацией не должно идти во вред качеству учебного процесса.

По моему опыту точные дисциплины усваиваются лучше, если я работаю с учениками одновременно на доске, они следят за ходом изложения, логикой рассуждения, когда «наука льется с кончика пера» (в нашем случае, мела). Это подтверждают и сами ученики. Применение слайдов вполне допустимо в случае таблиц, диаграмм, списков. Применение компьютерных технологий должно быть грамотным, взвешенным, использоваться к месту. Необходимо исключить ситуацию, когда весь материал лекций вынесен на слайды, а функции преподавателя сводятся к своевременной смене материала на экране».

Папа у Васи силен в математике

Источник фото

В любом случае, какой бы методики преподавания ни придерживался педагог, родители внесут огромный вклад в образование ребенка, если помогут ему выстроить здоровые, положительные, доверительные отношения с учителем – и если сами смогут наладить с ним контакт. Чтобы добиться этого, следует соблюдать несколько правил:

  • Даже если родителям кажутся недостаточно эффективными методы работы преподавателя, ни в коем случае не стоит рассуждать на эту тему при ребенке. Лучше для начала проанализировать, что именно в работе того или иного педагога вызывает несогласие, и понять, насколько обоснованы претензии: люди, в том числе – дети, склонны перекладывать ответственность за свои промахи на чужие плечи;
  • Из этого логически следует, что нужно критически оценивать жалобы ребенка на учителя, не верить на слово, проверять информацию. В конфликте принимают участие несколько человек, и учителя вполне можно попросить высказать свой взгляд на ситуацию, чтобы понять, действительно ли он проявил себя не с лучшей стороны;
  • Если проблема все-таки существует, нельзя делегировать ребенку ответственность за ее решение: мол, когда учитель тебе в следующий раз сделает замечание, ответь то-то и то-то. Важно уметь постоять за себя, когда тебя обижают взрослые, но учитель – не случайный прохожий, стычка с которым забудется на следующий день. Учитель может присутствовать в жизни ученика годами, и если их общение становится напряженным, родителям нужно вмешаться. К тому же взрослым обычно легче найти друг с другом общий язык;
  • Решившись на серьезный разговор с учителем, необходимо, во-первых, заранее договориться о встрече: беседа в школьном коридоре в окружении орущих первоклашек вряд ли будет конструктивной. Во-вторых, следует четко сформулировать вопросы так, чтобы они касались конкретного ребенка, а не профпригодности учителя, в целом. То есть правильно говорить не «Вы не умеете работать с детьми!», а «Наш сын очень раним, он болезненно реагирует на резкие слова. Деликатно указывая ему на ошибки, можно добиться большего эффекта. Мы будем признательны, если вы попробуете обращаться с ним более мягко»;
  • Требовать подчинения – в корне неверно. Родитель – не начальник над учителем, а потребитель образовательного продукта. Более того, у каждого преподавателя есть свои представления об организации учебного процесса, и он вряд ли согласится их менять по чьей-то прихоти. Задача родителя – показать себя союзником учителя, приложить все усилия к тому, чтобы проблему получилось решить мирным путем. Если между учителем и родителем сложатся плохие отношения, это непременно отразится на ребенке.

Вместе с тем, не стоит забывать о том, что учителя тоже бывают злыми, двуличными, невежественными. Некоторые из них действительно могут ставить незаслуженные «двойки» на основании личных антипатий, некорректно подавать материал, запугивать детей и даже прибегать к рукоприкладству. Объяснив ребенку, что в жизни каждому человеку приходится неоднократно сталкиваться с несправедливостью, жестокостью, глупостью и что главное при этом – не терять веры в себя и людей, родители дадут ему воистину бесценный урок.

Источник заглавной картинки

Мудрая сова 29 апреля 2016